Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Каши не испортишь, огня не потушишь

25.11.2017, 9:47      Новости Кургана

В ноябре этого года исполняется 110 лет со дня рождения Союза Сибирских маслодельных артелей

В память об этом событии Государственный архив Курганской области готовит тематическую выставку, а мы начинаем цикл публикаций по истории маслоделия в Зауралье.

Каких только добрых слов о сливочном масле нет в наших пословицах и поговорках! «В меду да в масле и лапоть съешь», – говорили в старину. А в нашем регионе этот продукт животноводства не только был незаменим на столах, но и на несколько десятков лет стал едва ли не главной статьей экспорта: в конце XIX века в Зауралье началась «масляная горячка» в связи с огромным спросом на сибирское масло на европейских рынках. В итоге в Кургане появился Союз Сибирских маслодельных артелей, к 110-летию которого в областном центре сейчас готовится масштабная выставка.

Тридцать три коровы

Союз Сибирских маслодельных артелей основали в Кургане в 1907 году двенадцать крестьянских артелей, и он быстро превратился в крупнейшего в России производителя сливочного масла. В 1916 году он вывозил порядка трех миллионов пудов продукта, а это 95 процентов от всего вывозимого из Сибири. К 1918 году в состав союза входили 2038 маслодельных артелей и 1859 артельных лавок, покрывших густой сетью всю Западную Сибирь и приграничные территории Южного Урала. Но исторически маслоделие в Зауралье было развито далеко не так хорошо, как производство сала, мыла, выделка кож, хотя и было неотъемлемой частью хозяйства. Наш регион складывался как земледельческий, с большой ролью скотоводства, благодаря хорошим пастбищам, большим свободным территориям и близости кочевников-степняков. Основу благополучия крестьянского хозяйства составляли коровы – даже у бедного домохозяина их было около трех, середняки держали по 15, а богатые и семейные люди – по 30 голов, из них – до десятка дойных. Сливочное масло сбивали женщины, в основном для домашних нужд. Излишки перетапливали и продавали – топленое масло хранилось около 9 месяцев, и его можно было переправлять на гужевом транспорте. Через местные ярмарки оно попадало в Петербург, Москву, Одессу и даже в Турцию. В XIX веке стали появляться специальные маслобойные заведения – к середине столетия на территории Курганского уезда их уже было 17. Работали на них, как правило, сам хозяин и один наемный работник, зачастую из родственников. Во второй половине XIX века крестьянские промыслы стали активно развиваться, появилась специализация отдельных районов на выгодных в конкретной местности производствах. Лидером в маслоделии стала Мостовская волость.

Эх, дороги!

Южное Зауралье было одной из отдаленных окраин Российской империи, 27 ноября в Курганском областном краеведческом музее откроется межрегиональная выставка «Картина маслом. К 110-летию Союза Сибирских маслодельных артелей». На ней будут представлены документы из государственных архивов Курганской, Свердловской, Новосибирской областей, объединенного архива Челябинской области, Исторического архива Омской области, государственных архивов в городах Шадринске и Тобольске, Российского государственного исторического архива. Кроме документов и фотографий можно будет увидеть музейные экспонаты, связанные с маслоделием, и печатные издания начала XX располагавшейся вдали от центров экономической жизни страны. Торговые связи региона определялись наличием сухопутных и водных путей на

Ялуторовск, Ишим, Петропавловск, Челябинск и Тюмень. Годовой оборот привозных товаров не превышал ста тысяч рублей серебром и шел в основном с Ишимской и Ирбитской ярмарок. В 1870–80-х годах на реке Тобол появились первые пароходы. А так как торговля хлебом снизилась из-за неурожайных лет, Курганский уезд стал активнее торговать продуктами животноводства и их переработки: кожами, салом, маслом. Пуд (16 килограмм) масла приносил крестьянину 7 рублей 50 копеек выручки, а пуд мяса (для сравнения) – полтора рубля. Наконец 17 марта 1891 года был издан Высочайший рескрипт о строительстве Сибирской железной дороги. В сентябре 1892 года закончили строить линию Златоуст– Челябинск, а летом 1892-го около Кургана организовали вербовку рабочих для подготовительных земляных работ будущего железнодорожного полотна. 4 июля объявили о закладке дороги, в середине мая 1893 года начали укладывать рельсы, а 4 октября на станцию Курган прибыл первый локомотив. В следующем году рельсовый путь стали укладывать на Петропавловск. Экономическая выгода железной дороги стала понятна с первых месяцев ее существования. Станции легли в основу роста и развития новых сел и городов, а Курган превратился в центр сибирского маслоделия.

По железной дороге можно было перевозить товар в отдаленные местности, снижая риск его потери и порчи. Стоимость перевозок снижалась, а вместе с ней – цены на продукт, а значит, расширялся потребительский рынок. К концу века маслоделие стало ведущей отраслью производства в Курганском уезде и вышло на зарубежные рынки сбыта. В 1894 году только в Англию было вывезено 400 пудов сибирского масмас

ла, в 1896 году – 150 тысяч пудов, а в 1912 году – 4500 тысяч пудов! Главными экспортерами в период зарождения маслодельной промышленности были конторы иностранных фирм – например, фирма Беккера вывозила масло из Кургана в Германию, а фирма Эсмана – в Англию и Данию. Основным пунктом, где действовали агенты иностранных фирм, была станция Мишкино. Международный рынок предъявлял строгие требования к вкусовым характеристикам продукции и ее соответствию европейским стандартам. От потребительских качеств масла зависела его цена, поэтому было необходимо совершенствовать технологию производства. Масляная горячка Решительный переворот в молочном хозяйстве Зауралья произвело открытие петербургским купцом Александром Вальковым двух маслозаводов, в селах Утятском и Галишево, в 1894 году. Первоначально крестьяне недоверчиво относились к новому делу, не хотели поставлять молоко для производства, и в первый год на двух заводах сделали всего около трехсот пудов масла. Не хватало и подходящих помещений. Когда в 1895 году Александр Вальков открыл завод в деревне Кропани в 15 верстах от Кургана, его пришлось разместить в арендованной крестьянской избе. Из оборудования был аппарат-экстрактор Якобсона и два датских сепаратора, посуду получали из московской мастерской Николая Верещагина. Однако уже летом 1896 года предприятие освоило выпуск экспортного «голштинского» масла – в него добавляли натуральный датский краситель «аннатто» и упаковывали для отправки в трехпудовые ольховые бочки. С предприятий Александра Валькова в Кургане началась «масляная горячка» – на европейских рынках обнаружился огромный спрос на сибирское масло из-за его высоких вкусовых качеств и низкой цены, а в руки зауральских производителей и торговцев потекла огромная прибыль. Как отмечал Александр Балакшин, на маслоделие бросились все – купцы, чиновники, сельские торговцы, священники, отдельные богатые крестьяне. «Заводы росли сотнями. Цены на молоко стали быстро расти. Предприниматели сквозь пальцы смотрели на усилившуюся фальсификацию молока». К 1900 году в Западной Сибири было организовано 1107 маслодельных заводов. Качество масла стало неизбежно падать. Всем миром Еще в 1895 году выписанный в Курган инструктор молочного хозяйства организовал в деревне Моревой Ялуторовского уезда первую артель по переработке молока в ценные сорта масла. Сначала крестьяне негодовали. Будучи суеверными, они нередко уничтожали сепараторы и другие машины. Но постепенно, осознав выгоду такой работы, включились в процесс. К 1907 году в Западной Сибири было открыто 700 артелей. Скоро

они стали вытеснять частные заводы. Купец и промышленник Александр Балакшин мечтал о создании организации, объединявшей маслодельные артели и способной продавать масло за рубеж без посредников. Ему удалось это сделать в ноябре 1907 года – собравшиеся в конторе Александра Николаевича уполномоченные 12 маслодельных артелей основали новую организацию – «Союз Сибирских маслодельных артелей». Чем занимался союз и как курганское масло попадало на стол к английской королеве, читайте в следующих номерах газеты «Новый мир».

Марина Перова

Источник: www.nm45.ru
 Читайте также:

В Кургане работник стоянки обчистил автомобиль клиента

Житель Кургана оставил автомобиль на платной стоянке и лишился имущество на крупную сумму. 33-летний мужчина обратился в полицию в начале декабря и сообщил о краже. Как рассказал потерпевший, две недели назад он оставил свой ВАЗ-2114 на одной из стоянок города. Когда му..

Задержан челябинский депутат, строивший дома в Кургане

Андрею Пязоку предъявлено обвинение в мошенничестве Следственные органы Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области возбудили уголовное дело в отношении учредителя ООО «Речелстрой», депутата Челябинской городской Думы Андрея Пязока. Ему предъявлен..

В России появятся новые дорожные знаки

Один из них — «Запрет въезда на перекресток в случае затора» В России появятся несколько десятков новых дополнительных дорожных знаков и табличек. По ним уже принят предварительный национальный стандарт. Одно их нововведений — «Запрет въезда на перекресток в случ..

Резиденция Деда Мороза появится в Кургане

В Заозерном откроется резиденция Деда Мороза. Три декабрьские субботы уходящего года Дед Мороз будет принимать у себя в гостях детей. Малыши смогут рассказать стихи, спеть или удивить волшебника своими рисунками. Каждый получит сладкий подарок и фотографию на память. ..

Далматовский район: делегация Далматовского района посетила Областной фестиваль для людей с ограниченными возможностями здоровья

Делегация инвалидов из местных общественных организаций района приняла участие в Финальном гала-концерте фестиваля для людей с ограниченными возможностями здоровья «Один плюс один», который в Зауралье проводился впервые. Организатором проведения фестиваля выступило Правительство ..

Завтра в Кургане снова отключат холодную воду

В списке — дома и административные здания по трем улицам В среду, 13 декабря, с 9 до 12 часов часть домов Кургана останутся без холодного водоснабжения: рабочим бригадам необходимо будет заменить запорную арматуру на водопроводе в доме №28 по улице Дзержинского. Работат..

В Кургане столкнулись две иномарки, один из водителей погиб

В Кургане выезд на встречку закончился смертью водителя «TOYOTA». Авария произошла около 19 часов 20 минут 11 декабря 2017 года на 14 километре автодороги «Курган-Куртамыш-Целинное». По предварительной информации 38-летний житель Кетово, находясь за рулем автомобиля «TO..

Добрая традиция

Помочь людям с ограниченными возможностями преодолеть жизненные трудности, адаптироваться в обществе, реализовать свой потенциал – одна из важнейших государственных задач. Традиционно, в начале декабря Центром занятости населения города Шадринска проводится Декада инвалидов..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство